Румынская поэзия

В его рассказах предстает картина крушения старого крестьянского мира под железной пятой капитализма (сущности которого Славич, однако, не понимал и даже склонен был идеализировать). Писателем гораздо более острой социальной направленности являлся Георге Кошбук (1866-1918). По словам романиста Ливиу Ребряну, Кошбук ввел в румынскую поэзию «подлинных крестьян с большими грехами и большими достоинствами, человеческими существами с их горестями и радостями.

До него в румынской поэзии крестьянин представал как опереточный персонаж или как мученик в мелодраме».

Стихотворение Кошбука «Требуем земли» стало гимном повстанцев в 1907 г. Кошбук один из немногих в румынской литературе, выступил против империалистической войны (стихотворения «Убитые, за кого?») Развитие румынской культуры происходило в борьбе взглядов и направлений.

Прочные позиции занимала младоконсервативная группа «Жунпмя». Во взглядах ее идеолога и теоретика Титу Майореску общественность подкупало требование высоких критериев искусства и борьба за чистоту, яркость и образность родного языка, осуждение им латинизаторских увлечений, которые «отдаляли разговорное слово от жизненных истоков народной речи».

Наряду с этим Майореску насаждал на румынской почве теорию «искусства ради искусства» и требовал изгнания политики из области культуры.

«Политика есть продукт разума,- считал он, поэзия есть и должна быть продуктом фантазии; одно исключает другое; искусство должно парить вне и над интересами повседневной жизни».

В Румынии нашлись силы, выступившие против отрыва культуры от жизни. Видная роль в завязавшейся с жунимистами схватке по вопросу о назначении литературы и искусства принадлежала Константину Доброджану-Гере.

На страницах журнала «Контемпаранул» он пропагандировал лучшие произведения молодой румынской литературы, показав их связь с жизнью страны, национальные корни, реалистическое изображение в них дум и чаяний народных.

Related posts