- Туризм

Наставники фашизма

Один из видных румынских поэтов, драматург, философ, сам он не скатился на позиции фашизма, но его философская система, провозглашая отказ от борьбы, уход от действительности, основывалась на поисках и прославлении высших свойств «румынской души»; в своем иррационализме она олицетворяла состояние духовного метания буржуазных идеологов. Они все глубже увязали в реакционном болоте, подготавливая, таким образом, идейную почву для развития фашистской идеологии.

Румынский фашизм — будь то легионерское движение «Железной гвардии», режим королевской диктатуры или позже военно-фашистский режим Антонеску — постоянно стремился подвести под свою политику идеологическую базу. У него были свои философские «основы» и свои теоретики.

Проповедуя покорность судьбе, мистические каноны христианской морали, требуя слепого подчинения воле монарха и легионерского «вождя», духовные наставники фашизма объявили борьбу против разума, за самовыражение «духовного инстинкта». Одним из теоретиков и идеологических защитников фашизма в Румынии был Нае Ионеску, автор философской концепции «трэиризма» (переживания), в основе которой лежит система ницшеанской иррациональности.

Он отказывал человечеству в его вере в идеалы прогресса и ценности духовной жизни.

Напротив, Ионеску предлагал вернуться к примитивизму и религиозности замкнутой крестьянской общины.

Представители его философской «школы» -«железногвардейцы» Э. Чиоран и Э. Берня рьяно развивали религиозные аспекты фашистской доктрины. Навязчивая идея смерти и безнадежности бытия господствовала в их размышлениях о божественном предначертании легионеров отдать жизнь, принести жертвы во имя борьбы за призрачные «национальные интересы» фашистской клики Антонеску, когда она примкнет к крестовому походу Германии против коммунизма.